План реализации республиканского проекта
«Родительский университет»
в государственном учреждении образования
«Коммунаровская средняя школа имени Янки Купалы»
на 2023/2024 учебный год
Цель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) в области воспитания и развития детей.
Задачи:
− формирование у родителей (законных представителей) знаний о возрастных особенностях и потребностях детей и подростков;
– расширение знаний родителей (законных представителей) о психологии семейных отношений;
– повышение психолого-педагогической культуры родителей (законных представителей), вооружение их современными психолого-педагогическими знаниями о психическом, физическом, интеллектуальном развитии ребёнка на различных возрастных этапах его жизни;
– формирование у родителей (законных представителей) осознанного отношения к родительству;
– овладение эффективными технологиями и методами воспитания детей в семье;
– развитие способности к рефлексивному поведению в процессе общения с детьми;
– актуализация навыков эффективной коммуникации для гармонизации детско-родительских отношений;
– развитие взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения образования.
I ступень – «Мой ребёнок – младший школьник»
для родителей I-IV классов
№ |
Название раздела, темы занятий |
Сроки проведе- ния |
Форма проведения |
Ответственные исполнители |
1 |
1-й класс |
|||
1.1 |
Адаптация учащихся в 1-м классе. Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе. Причины социально-психологической дезадаптации. Помощь ребенку в адаптации к школе |
21.09.2023 |
лекция |
Классный руководитель Мигун Т.И. |
1.2 |
Режим дня школьника. Соблюдение санитарно-гигиенических норм. Организация режима дня школьника. Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника |
27.10.2023 |
беседа |
Классный руководитель Мигун Т.И. |
1.3 |
Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка. Ценности, традиции и обычаи семьи. Значение примера родителей в воспитании ребенка. Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться |
25.01.2024 |
круглый стол |
Классный руководитель Мигун Т.И. |
1.4 |
Положительные эмоции в жизни школьника. Эмоции в нашей жизни. Значение эмоционально-чувственной сферы для формирования полноценной личности. Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций ребенка |
21.04.2024 |
семинар- практикум |
Педагог социальный Корсун А.В. |
2 |
2-й класс |
|||
2.1 |
Как родители могут помочь ребенку учиться. Соблюдение режима дня – важное условие успешной учёбы ребенка. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда ребенка |
26.10.2023 |
семинар- практикум |
Классный руководитель Пискун Н.Н. |
2.2 |
Главные правила здорового образа жизни. Здоровье школьника и его успехи в учёбе. Формирование здорового образа жизни учащихся младших классов. Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции. Роль семьи в физическом воспитании детей. Кодекс семейного здоровья |
21.12.2023 |
круглый стол |
Классный руководитель Пискун Н.Н. |
2.3 |
Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка. Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия. Семьи со скрытой формой неблагополучия. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровье ребенка |
23.02.2024 |
семинар- практикум |
Педагог социальный Корсун А.В. |
2.4 |
Трудовое воспитание детей в семье. Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика. Как научить современного ребенка трудиться |
30.05.2024 |
дискуссия |
Классный руководитель Пискун Н.Н. |
4 |
4-й класс |
|||
4.1 |
Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов. Познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов. Формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти. Личностные особенности младших школьников |
26.09.2023 |
лекция |
Педагог социальный Корсун А.В. |
4.2 |
Как научить своего ребенка жить в мире людей. Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся. Формирование правил поведения и хороших манер. Культура личности: культура внешности, общения, речи. Эффективное общение: основные составляющие |
21.12.2023 |
круглый стол |
Классный руководитель Скалаба Е.М. |
4.3 |
Ребенок и компьютер. Компьютер дома: польза или вред? Компьютерные игры. Влияние компьютера на организм и личность ребенка. Плюсы и минусы использования компьютера школьником. Как правильно организовать работу школьника за компьютером. Сохранение здоровья ребенка при работе за компьютером |
22.02.2024 |
конферен- ция |
. Классный руководитель Скалаба Е.М. Педагог социальный Корсун А.В. |
4.4 |
Книги в жизни школьника. Отношение ребенка к учебной и художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире |
23.05.2024 |
дискуссия |
Классный руководитель Скалаба Е.М. |
Тематика консультаций
для законных представителей учащихся I-IV классов
на 2023/2024 учебный год
Класс |
Темы консультаций для законных представителей учащихся |
Дата |
Ответственные |
1 |
Психологические особенности младших школьников |
09.09.2023 |
Педагог социальный Корсун А.В. |
Леворукий ребенок в школе |
15.09.2023 |
Классный руководитель Мигун Т.И. |
|
Развитие памяти и внимания младших школьников |
28.10.2023 |
Педагог социальный Корсун А.В. |
|
Мотивы учения младших школьников |
10.11.2023 |
Классный руководител Мигун Т.И. |
|
Отношения в семье как основа взаимопонимания |
03.02.2024 |
Классный руководител Мигун Т.И. |
|
Поощрение и наказание детей в семье |
06.04.2024 |
Классный руководител Мигун Т.И. |
|
2 |
Воспитание вежливости
|
09.09.2023 |
Классный руководитель Пискун Н.Н. |
Профилактика жестокого обращения с детьми. Как на самом деле любить своих детей? |
07.10.2023 |
Педагог социальный Корсун А.В. |
|
Микроклимат в семье и воспитание ребенка |
11.11.2023 |
Классный руководитель Пискун Н.Н. |
|
Конфликтные ситуации в детско-родительских отношениях |
09.12.2023 |
Педагог социальный Корсун А.В. |
|
Роль отца в воспитании ребенка
|
13.01.2024 |
Классный руководитель Пискун Н.Н. |
|
Роль семьи в воспитании духовно-нравственных ценностей ребенка |
10.02.2024 |
Классный руководитель Пискун Н.Н. |
|
Семейные традиции ценности в воспитании детей |
13.04.2023 |
Классный руководитель Пискун Н.Н. |
|
Учение с увлечением |
11.05.2024 |
Классный руководитель Пискун Н.Н. |
|
4 |
Агрессивное поведение: как помочь ребенку? |
23.09.2023 |
Педагог социальный Корсун А.В. |
Как помочь ребенку правильно распределить свое время? |
28.10.2023 |
Классный руководитель Скалаба Е.М. |
|
Неуспешный ученик: причины и способы решения проблем |
25.11.2023 |
Классный руководитель Скалаба Е.М. |
|
Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребѐнка |
23.12.2023 |
Педагог социальный Корсун А.В. |
|
Интеллектуальное развитие ребенка |
27.01.2024 |
Классный руководитель Скалаба Е.М. |
|
Значение памяти и внимания в интеллектуальном развитии детей |
23.03.2024 |
Педагог социальный Корсун А.В. |
|
Организация свободного времени детей в период летних каникул |
27.04.2024 |
Классный руководитель Скалаба Е.М. |
II ступень – «Мой ребенок – подросток»
для родителей учащихся V-IX классов
№ |
Название раздела, темы занятий |
Сроки проведе- ния |
Форма проведения |
Ответственные исполнители |
1 |
5-е классы |
|||
1.1 |
Адаптация ребенка в новом коллективе. Формирование нового учебного коллектива 5 класса. Адаптация ребенка в новой среде. Трудности адаптации пятиклассников к школе |
26.10.2023 |
семинар- практикум |
Классный руководитель Забелло А.В. Педагог социальный Корсун А.В. |
1.2 |
Ребенок среди сверстников Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника. Потребности ребенка в признании и самореализации. Проблемы лидерства. Развитие способности к сотрудничеству как предпосылка успешности в жизни. Как помочь ребенку в налаживании отношений со сверстниками |
21.12.2023 |
круглый стол |
Классный руководитель Забелло А.В. Педагог социальный Корсун А.В. |
1.3 |
Ваш ребенок вырос. Особенности младшего подросткового возраста. Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков. Общение подростков со сверстниками и взрослыми. Трудности и риски младшего подросткового возраста |
21.03.2024 |
беседа |
Классный руководитель Забелло А.В. Педагог социальный Корсун А.В. |
1.4 |
Меры наказания и поощрения в современной семье. Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками. Почему не работают привычные методы воспитания. Как стать подростку другом без потери родительского авторитета |
23.05.2024 |
дискуссия |
Классный руководитель Забелло А.В. |
2 |
6-е классы |
|||
2.1 |
Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи. Ребенок и удовлетворение его потребностей в семье. Психолого-педагогические факторы развития и воспитания ребенка в семье. Типы семейного воспитания и их характеристика. Гармоничное семейное воспитание, его основные характеристики. Проблемы нравственного воспитания детей в семье. Нравственные традиции и обычаи. Ценности семьи как основа воспитания ребенка |
26.10.2023 |
лекция/ беседа/ вебинар |
Классный руководитель Корсун А.В. |
2.2 |
Профилактика проблемного поведения подростков. Отклоняющееся поведение подростков. Формы аддиктивного (зависимого) поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.). Причины зависимого поведения. Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков. |
21.12.2023 |
семинар- практикум |
Классный руководитель Корсун А.В. |
2.3 |
Безопасность подростков в сети Интернет. Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные правила медиабезопасности для родителей и подростков. Профилактика интернет-рисков. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях |
21.03.2024 |
круглый стол |
Классный руководитель Корсун А.В. |
2.4 |
Организация летнего отдыха подростков. Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Оказание первой медицинской помощи. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний период |
23.05.2024 |
семинар- практикум |
Классный руководитель Корсун А.В. |
3 |
7-е классы |
|||
3.1 |
Психологические и физиологические особенности семиклассников. Возрастные особенности 13-14-летних подростков. Специфика развития внимания, памяти, мышления. Половое созревание. Здоровье школьника и его успехи в учёбе |
26.10.2023 |
лекция |
Классный руководитель Касперович Р.М., педагог социальный Корсун А.В. |
3.2 |
Профилактика правонарушений подростков. Противоправное поведение несовершеннолетних. Факторы и причины правонарушений. Подростки «группы риска» |
21.12.2023 |
круглый стол |
Классный руководитель Касперович Р.М., инспектор ИДН юбанского РОВД Величко И.А. |
3.3 |
Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста Жизнь семьи с ребенком-подростком: борьба принципов или поиски компромиссов. Психологический климат в семье. Родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять. Правила взаимодействия с подростком |
21.03.2024 |
дискуссия |
Педагог социальный Корсун А.В. |
3.4 |
Как повысить учебную мотивацию подростков. Отношение подростков к обучению. Потеря интереса к учебе у подростков – что делать и как избежать. Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением?Мотивация на успех |
23.05.2024 |
семинар- практикум |
Классный руководитель Касперович Р.М., педагог социальный Корсун А.В. |
4 |
8-е классы |
|||
4.1 |
Жизненные цели подростков. Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение. Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей |
26.10.2023 |
беседа |
Классный руководитель Лавриеня Л.М., педагог социальный Корсун А.В. |
4.2 |
Как уберечь подростка от насилия. Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций. Профилактика основных рисков. Особенности виктимного поведения (поведения «жертвы») |
21.12.2023 |
семинар- практикум |
Классный руководитель Лавриеня Л.М., педагог социальный Корсун А.В., инспектор ИДН Любанского РОВД Величко И.А. |
4.3 |
Осторожно: суицид. Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска. Профилактика суицидального поведения |
21.03.2024 |
беседа |
Педагог социальный Корсун А.В. |
4.4 |
Культура поведения в конфликтных ситуациях. Понятие «конфликт». Супружеские ссоры и конфликты. Развод как психотравмирующий фактор. Последствия развода для супругов и детей. Семейные конфликты в диаде «родители-дети», причины их возникновения. Стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика детско-родительских конфликтов. Школьные конфликты. Культура поведения взрослых и детей при возникновении школьных конфликтов |
23.05.2024 |
круглый стол |
Классный руководитель Лавриеня Л.М., педагог социальный Корсун А.В. |
5 |
9-е классы |
|||
5.1 |
Портрет современного подростка. Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты. Ключевые переживания возраста. Личностные особенности и особенности общения. Возможные проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учебе |
26.10.2023 |
лекция |
Классный руководитель Адериха А.М., педагог социальный Корсун А.В. |
5.2 |
Агрессия, её причины и последствия. Формы агрессивного поведения подростков. Причины агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми. Возможные способы преодоления агрессивности в поведении подростка. Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростка |
21.12.2023 |
семинар- практикум |
Педагог социальный Корсун А.В. |
5.3 |
Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять. Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье. Профилактика вредных привычек |
21.03.2024 |
беседа |
Классный руководитель Адериха А.М., педагог социальный Корсун А.В. |
5.4 |
Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию? Профессиональные намерения и возможности учащихся. Влияние семьи на выбор профессии подростком. Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии? Знакомство родителей обучающихся с результатами диагностики склонностей, способностей и профессиональных интересов подростков |
23.05.2024 |
семинар- практикум |
Классный руководитель Адериха А.М., педагог социальный Корсун А.В. |
III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник»
для родителей учащихся X-XI классов
№ |
Название раздела, темы занятий |
Сроки проведе- ния |
Форма проведения |
Ответственные исполнители |
1 |
10-е классы |
|||
1.1 |
Здоровье — это жизнь. Факторы риска для здоровья современной молодежи. Проблема здорового питания. Увлечение диетами. Гиподинамия – проблема современных молодых людей. Стресс и его влияние на здоровье. Вредные привычки. Сохранение здоровья и правила здорового образа жизни. Режим дня |
26.10.2023 |
семинар- практикум |
Классный руководитель Трубчик В.В., Фельдшер Коммунаровского ФАП Костюковец Н.А. |
1.2 |
Первая любовь в жизни вашего ребенка. Особенности юношеской любви. Культура поведения влюбленных. Как помочь, а не навредить взрослеющему ребёнку |
21.12.2023 |
дискуссия |
Классный руководитель Трубчик В.В., педагог социальный Корсун А.В. |
1.3 |
Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек. Репродуктивное здоровье юношей и девушек. Факторы риска для репродуктивного здоровья. Условия сохранения репродуктивного здоровья. Отношения между юношами и девушками, любовь и сексуальные отношения. Рискованное поведение молодежи. Незапланированная беременность и аборт. Профилактика ЗППП. Стиль жизни и репродуктивное здоровье молодежи. Влияние семейного воспитания на формирование у подростков ценности репродуктивного здоровья |
21.03.2024 |
круглый стол |
Классный руководитель Трубчик В.В., педагог социальный Корсун А.В. |
1.4 |
Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе? Влияние застенчивости и неуверенности на учебные успехи старшеклассника. Пути преодоления застенчивости и неуверенности старшеклассника дома и в школе |
23.05.2024 |
дискуссия |
Классный руководитель Трубчик В.В., педагог социальный Корсун А.В. |
2 |
11-е классы |
|||
2.1 |
Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении? Определение профессиональных склонностей и способностей старшеклассников. Факторы, влияющие на выбор профессии. Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределении старшеклассника. Приоритеты старшеклассников в выборе профессии. Профессиональные династии. Помощь старшеклассникам в выборе будущей профессии |
26.10.2023 |
семинар- практикум |
Классный руководитель Волот И.И., педагог социальный Корсун А.В. |
2.2 |
Как уберечь ребенка от зависимостей? Зависимое поведение, его причины, факторы риска. Формирование зависимости. Виды угроз, представляющих опасность для жизни, физического, психического и нравственного здоровья и полноценного развития старшеклассника. Интернет-зависимость. Пути профилактики и преодоления: памятка для родителей |
21.12.2023 |
беседа |
Классный руководитель Волот И.И., педагог социальный Корсун А.В., фельдшер Коммунаровского ФАП Костюковец Н.А. |
2.3 |
Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни. Воспитание старшеклассника как будущего семьянина. Формирование осознанного отношения к вступлению в брак и будущей семейной жизни. Формирование ценностного отношения к родительству, рождению и воспитанию детей. Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни |
21.03.2024 |
дискуссия |
Классный руководитель Волот И.И., педагог социальный Корсун А.В. |
2.4 |
Как помочь ребёнку в период подготовки к экзаменам? Профилактика экзаменационного стресса. Факторы, усиливающие и снижающие тревогу. Как помочь старшекласснику справиться с тревогой (мнемотехники, приемы концентрации внимания и приемы расслабления в стрессовой ситуации). Сотрудничество родителей и педагогов в период подготовки старшеклассников к экзаменам. Помощь в подготовке к экзаменам: правила для родителей выпускников. Режим учебного труда и отдыха в экзаменационный период |
23.05.2024 |
семинар- практикум |
Классный руководитель Волот И.И., педагог социальный Корсун А.В. |