Новости проекта
С праздником вас, с 1 сентября!
Лето на финише, а мы — на старте нового учебного года!
С окончанием учебного года!
Выставление четвертных отметок
Согласование ГИАЦ
Аттестат соответствия системы защиты информации
Архив электронного дневника.
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by

Преемственность между дошкольной и первой ступенями общего среднего образования

Дата: 21 ноября 2021 в 20:22, Обновлено 19 марта в 09:25
Автор: Волот И. И.

Преемственность между дошкольным образованием и первой ступенью общего среднего образования предполагает ориентацию, направленность работы дошкольного учреждения на требования, предъявляемые к ребёнку, учет педагогами школы достигнутого общего уровня развития дошкольника.   

В структуру образовательной деятельности входят следующие компоненты:

I) мотивационно-целевой, который обуславливает взаимосвязь мотивации и целеполагания учения;

2) содержательно-информационный, который свидетельствует о наличии знаний, об умении связывать старую и новую информации;

3) организационно - рефлексивный, включающий навыки планирования, прогнозирования деятельности;

    В осуществлении преемственности важно обратить внимание на выполнение педагогом возложенных на него функций (оздоровительных, организаторских, воспитательных и т. д.), на знание педагогики, психологии, методик воспитания и обучения, его эрудированность.

Цели и задачи:

Главные цели деятельности дошкольного образования и первой ступени общего среднего образования:

- формирование у детей умения учиться;

- создание условий, при которых обучение становится для ребенка благом, основной формой его самовыражения;

- для дошкольного образования - раннее развитие комплекса личностных качеств и свойств, обеспечивающих легкий, естественный переход ребенка в школу.

Основные задачи сотрудничества дошкольного образования и первой ступенью общего среднего образования:

- улучшение подготовки 5-6 летних детей к школе;

- обеспечение естественности перехода из разновозрастной группы дошкольного образования в первый класс общего среднего образования и обеспечение быстрой адаптации;

- углубление интереса к жизни школы;

- обеспечение единства воспитательного влияния школы и семьи, помощь семье в новой ситуации, возникающей при поступлении ребенка в школу;

- установление связи между программами, формами и методами работы дошкольного образования и общего среднего образования;

- установление связи в физическом, умственном, нравственном, трудовом и эстетическом развитии;

- установление связи в развитии личности ребенка в целом;

- осуществление преемственности дошкольного образования и первой ступени общего среднего образования в формировании универсальных и специальных знаний;

- преемственность содержания образования и воспитания в разновозрастной группе дошкольного образования и первом классе общего среднего образования.

Формы работы дошкольного образования и первой ступени общего среднего образования:

- педагогические советы, семинары, круглые столы педагога разновозрастной группы дошкольного образования, педагогов школы и родителей по актуальным вопросам преемственности;

- планирование и осуществление совместной практической деятельности педагога и учителей с детьми–дошкольниками и первоклассниками (праздники, выставки, спортивные соревнования);

- взаимодействие медицинского работника, педагогов разновозрастной группы и школы;

- проведение «дня выпускника» в группе;

- совместное со школой комплектование 1-го класса из выпускников дошкольного образования и проведение диагностики по определению готовности детей к школе;

- встреча родителей с будущим учителем;

- анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;

- посещение воспитателями разновозрастной группы уроков в школе, а учителями школы - занятий в группе с последующим обсуждением, вынесением рекомендаций;

- совместные тематические совещания учителей начальных классов и воспитателей дошкольного учреждения с участием руководителя учреждения;

- проведение родительских собраний в группе с участием учителей и воспитателей;

- изучение воспитателями и учителем программ дошкольного образования и I класса с целью выявления, какими знаниями овладели дети в дошкольном учреждении;

- организация различных мероприятий по подготовке детей к школе с участием родителей;

- беседы учителей с воспитателями о детях, уходящих I сентября в школу (устная характеристика детей, состояние здоровья детей группы, характер коллективных взаимоотношений, усвоение детьми правил поведения, об отношении детей к старшим, о развитии познавательных интересов, о волевом развитии, а также о развитии интеллекта: пытливости, любознательности, критичности и т. д.)

- совместная подготовка к праздникам, организация выставок;

- проведение Дня открытых дверей. 

План работы по осуществлению преемственности

между дошкольным и начальным образованием

ГУО  «Коммунаровская средняя школа имени Янки Купалы»

на 2024/2025 учебный год

Цель: реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства, придание педагогическому процессу целостного, последовательного и перспективного характера.

Задачи:

- способствовать уменьшению негативных проявлений адаптационного периода;

- способствовать созданию психолого-педагогических условий, обеспечивающих сохранность и укрепление здоровья младшего школьника;

- внедрять инновационные педагогические технологии, направленные на  развитие мотивационной сферы ребёнка, его интеллекта, самостоятельности, коллективизма;

- обеспечить своевременную коррекционно-педагогической помощь первоклассникам.

Совместные задачи дошкольной группы и начальных классов по реализации плана:

1. Объединить усилия учителей начальных классов и воспитателей дошкольной группы по созданию условий для успешного обучения в первом классе.

2. Совершенствовать работу воспитателей по развитию у дошкольников  интеллектуальных умений, необходимых для успешного обучения  в начальных классах:

- разговорной речи и самостоятельного связного речевого высказывания;

- фонематического слуха.

3. Направить усилия воспитателей на выработку у дошкольников самостоятельности, ответственности и активности в выполнении заданий и поручений взрослых.

4. Способствовать поддержке и развитию творческой инициативы и способностей дошкольников к творческой деятельности.

5. Изучить индивидуальные особенности дошкольников и систему проведения учебных занятий воспитателями дошкольной группы.

Основные направления совместной работы

учителей начальных классов и воспитателей дошкольной группы

Направления работы

Срок исполнения

Ответственный

1

Совместные заседания УМО с целью решения учебно-воспитательных вопросов и методических проблем

2 раза в год

Председатель УМО Долбик Л.М.

2

Разработка совместного плана сотрудничества дошкольной группы и начальной школы по подготовке детей дошкольной группы к школьному обучению на следующий учебный  год

Январь-  февраль

Председатель УМО Долбик Л.М., воспитатели Корбут Е.Л., Адериха В.В.

3

Знакомство воспитателей с программой обучения и воспитания

первоклассников.

Знакомство учителей с программой обучения и воспитания

дошкольников.

Январь

учителя Мигун Т.И., Долбик Л.М.,

воспитатели Корбут Е.Л., Адериха В.В.

4

Обмен опытом работы по обучению и воспитанию учащихся с целью соблюдения преемственности

В течение года

учителя Долбик Л.М., Малаш В.Т., Скалаба Е.М., воспитатели Корбут Е.Л., Адериха В.В.

5

Работа с родителями: организация бесед, консультации по задачам подготовки детей к обучению

В течение года

учителя Долбик Л.М., Малаш В.Т., Скалаба Е.М., воспитатели Корбут Е.Л., Адериха В.В.

6

Подготовительные занятия и развивающие уроки для будущих первоклассников.

В течение года

Зам. директора по ОД Сулим Н.Ю., учителя Долбик Л.М., Малаш В.Т., Скалаба Е.М., воспитатели Корбут Е.Л., Адериха В.В.

7

Тестирование детей с целью выявления уровня их развития и школьной готовности.

2 раза в год

Учитель-дефектолог Долбик Л.М.

Методическая работа

Наименование мероприятия

Дата

Ответственный

1

Изучение и анализ программ начальных классов и дошкольной группы, нормативных документов по подготовке к школе

Сентябрь

Зам. директора по ОД Сулим Н.Ю.

2

Взаимопосещения:
- посещение уроков в первом классе воспитателями дошкольной группы;
- посещение занятий в подготовительной группе учителями начальных классов;

Октябрь- апрель

Учителя начальных классов, воспитатели дошкольной группы

3

Изучение личности и наблюдение за развитием каждого ребенка подготовительной группы учителем, который в дальнейшем поведет детей в начальной школе.

Сентябрь- май

Учителя начальных классов, воспитатели дошкольной группы

4

Круглый стол по итогам сотрудничества дошкольной группы и начальной школы по преемственности воспитательно-образовательного процесса

Май

Зам. директора по ОД, учителя начальных классов, воспитатели дошкольной группы

Диагностическая и коррекционно-развивающая работа

Наименование мероприятия

Дата

Ответственный

1

Диагностика детей дошкольной группы на предмет готовности к школе

В течение учебного года

Зам. директора по ОД Сулим Н.Ю., учитель – дефектолог Долбик Л.М., воспитатели дошкольной группы

2

Создание условий для индивидуального развития и коррекции детей 5-6 лет

В течение учебного года

Воспитатели дошкольной группы Корбут Е.Л., Адериха В.В.,

3

Проведение с детьми индивидуальных логопедических занятий

В течение учебного года

Учитель-дефектолог Долбик Л.М.

4

Анализ успеваемости бывших выпускников дошкольной группы

Май

Учителя начальных классов, воспитатели дошкольной группы

Работа с родителями

Наименование мероприятия

Дата

Ответственный

1

Проведение совместных родительских собраний в дошкольной группе и школе

Апрель- май

Зам. директора по ОД Сулим Н.Ю., учителя начальных классов,

дошкольной группы

2

Организация и проведение медико- педагогических, психологических и логопедических консультаций для родителей воспитанников детского сада

В течение года

Воспитатели Корбут Е.Л., Адериха В.В., учитель-дефектолог Долбик Л.М., медицинский работник,

3

Анкетирование родителей воспитанников дошкольной группы на тему: «Готов ли ваш ребенок к школе?»

февраль

Зам. директора по ОД Сулим Н.Ю.,  воспитатели Корбут Е.Л., Адериха В.В.

4

Организация тематической выставки в дошкольной группе для родителей  «Что должен знать и уметь первоклассник»

февраль

Учителя начальных классов, воспитатели дошкольной группы

  • План по реализации  преемственности
    (направление: дошкольная группа – начальные классы)


п/п

Мероприятие

Цель

Ответственные

Форма подведения

Сентябрь

1.

Оформление стендов «Для вас, родители будущих первоклассников»

Информирование родителей о подготовке ребенка к школе

Воспитатели дошкольнойгруппы, учителя нач. классов

Информационные стенды

2.

Праздник “1 сентября – День Знаний”.

Создать для будущего выпускника дошкольной группы мотивацию для обучения в школе

Воспитатели дошкольной группы

Посещение торжественной линейки в школе воспитанниками дошк.группы

3.

Размещение рекомендаций для родителей будущих первоклассников

Информирование родителей о подготовке ребенка к школе

Воспитателипедагог социальный

Стенды

4.

Дни методического взаимодействия дошкольная группа – начальные классы по теме: «Первые дни ребенка в школе: адаптационный период» 

Выявление уровня адаптации воспитанников  в школе

 Учителя начальных классов

Открытые уроки в первых классах для педагогов дошкольной группы

5.

Ознакомительные экскурсии воспитанников дошкольной группы в начальные классы
(в течение года)

Знакомство со школой

Воспитатели дошкольной группы

Воспитатели

6.

Открытый показ образовательной деятельности в дошкольной группе по подготовке к школе (в течение года)

Подготовка детей к школьному обучению

Воспитатели дошкольной группы

Групповые и индивидуаль-ные занятия

7.

Выступление на родительских собраниях

Знакомство родителей будущих первоклассников с системой подготовки детей к школе

Педагог социальный, учителя нач. классов

Рекомендации

8.

Коррекционная работа в старших группах.

(в течение года)

Коррекция детей. Индивидуальные консультации для родителей.

Учитель-дефектолог

Групповые и индивидуальные занятия

9.

Психологическое сопровождение процесса подготовки детей старшего дошк. возраста к системати-ческому школьному обучению (в течение года)

Индивидуальная работа педагога-психолога  по выявлению  проблем и выстраиванию работы по их разрешению

Педагог-психолог

(по согласо-ванию с РСПЦ)

Групповые и индивидуальные занятия

Октябрь

10.

Взаимопосещения педагогов дошкольной группы и начальных классов (в течение года)

Преемственность в работе

Зам. директора по  ОД

Обмен инфор-мацией о воспитанниках, поступающих в школу, сбор информации об успеваемости бывших воспи-танниках, озна-комление с ме-тодами и формами работы

Ноябрь

11.

Семинар-практикум «Формирование УУД у дошкольников»

Знакомство с опытом работы по формированию УУД у детей дошкольной группы

Заместитель директора по ОД, воспитатели д/г

Обмен опытом

Январь

12.

Круглый стол «Основные принципы преемственности в организации образовательной деятельности»

Выработать педагогами д/г и школы общее понимание и требования к готовности ребенка к школе

Заместитель директора по ОД

Общие понимания и требования готовности ребенка к школе

Февраль

13.

День открытых дверей для родителей будущих первоклассников

Знакомство родителей будущих первоклассников с системой образования в школе

Заместитель директора по ОД, воспитатели

Рекомендации

Апрель- май

14.

Мониторинг освоения программы

Выявление уровня готовности выпускников д/г к школьному обучению

Заместитель директора по ОД, воспитатели д/г

Справка по результатам мониторинга, рекомендации для воспитателей и педагогов, родителей

15.

Проведение тестирования по определению школьной зрелости при поступлении в школу. Мониторинг готовности выпускников д/г к школьному обучению

Выявить уровень школьной зрелости у воспитанников д/г.

Наметить пути формирования развития школьнозначимых функций для тех воспитанников, у которых низкий и пониженный уровень школьной зрелости. Выявить воспитанников со средним и повышенным уровнем школьной зрелости и наметить пути его повышения и поддержания уровня школьной мотивации.

Заместитель директора по ОД,  мед работник

Аналитическая справка

16.

Круглый стол “Вопросы преемственности д/г и школы

Составить примерный план совместной работы школы и д/г на будущий учебный год.

Подвести итоги совместной работы школы и д/г по решению проблемы преемственности.

Заместитель директора по ОД

17.

Утверждение плана работы на новый учебный год

Организация работы по преемственности между д/г и нач.классами

Директор школы

План работы

Заместитель директора по основной деятельности                    Н.Ю.Сулим  

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.