Преемственность между дошкольным образованием и первой ступенью общего среднего образования предполагает ориентацию, направленность работы дошкольного учреждения на требования, предъявляемые к ребёнку, учет педагогами школы достигнутого общего уровня развития дошкольника.
В структуру образовательной деятельности входят следующие компоненты:
I) мотивационно-целевой, который обуславливает взаимосвязь мотивации и целеполагания учения;
2) содержательно-информационный, который свидетельствует о наличии знаний, об умении связывать старую и новую информации;
3) организационно - рефлексивный, включающий навыки планирования, прогнозирования деятельности;
В осуществлении преемственности важно обратить внимание на выполнение педагогом возложенных на него функций (оздоровительных, организаторских, воспитательных и т. д.), на знание педагогики, психологии, методик воспитания и обучения, его эрудированность.
Цели и задачи:
Главные цели деятельности дошкольного образования и первой ступени общего среднего образования:
- формирование у детей умения учиться;
- создание условий, при которых обучение становится для ребенка благом, основной формой его самовыражения;
- для дошкольного образования - раннее развитие комплекса личностных качеств и свойств, обеспечивающих легкий, естественный переход ребенка в школу.
Основные задачи сотрудничества дошкольного образования и первой ступенью общего среднего образования:
- улучшение подготовки 5-6 летних детей к школе;
- обеспечение естественности перехода из разновозрастной группы дошкольного образования в первый класс общего среднего образования и обеспечение быстрой адаптации;
- углубление интереса к жизни школы;
- обеспечение единства воспитательного влияния школы и семьи, помощь семье в новой ситуации, возникающей при поступлении ребенка в школу;
- установление связи между программами, формами и методами работы дошкольного образования и общего среднего образования;
- установление связи в физическом, умственном, нравственном, трудовом и эстетическом развитии;
- установление связи в развитии личности ребенка в целом;
- осуществление преемственности дошкольного образования и первой ступени общего среднего образования в формировании универсальных и специальных знаний;
- преемственность содержания образования и воспитания в разновозрастной группе дошкольного образования и первом классе общего среднего образования.
Формы работы дошкольного образования и первой ступени общего среднего образования:
- педагогические советы, семинары, круглые столы педагога разновозрастной группы дошкольного образования, педагогов школы и родителей по актуальным вопросам преемственности;
- планирование и осуществление совместной практической деятельности педагога и учителей с детьми–дошкольниками и первоклассниками (праздники, выставки, спортивные соревнования);
- взаимодействие медицинского работника, педагогов разновозрастной группы и школы;
- проведение «дня выпускника» в группе;
- совместное со школой комплектование 1-го класса из выпускников дошкольного образования и проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
- встреча родителей с будущим учителем;
- анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;
- посещение воспитателями разновозрастной группы уроков в школе, а учителями школы - занятий в группе с последующим обсуждением, вынесением рекомендаций;
- совместные тематические совещания учителей начальных классов и воспитателей дошкольного учреждения с участием руководителя учреждения;
- проведение родительских собраний в группе с участием учителей и воспитателей;
- изучение воспитателями и учителем программ дошкольного образования и I класса с целью выявления, какими знаниями овладели дети в дошкольном учреждении;
- организация различных мероприятий по подготовке детей к школе с участием родителей;
- беседы учителей с воспитателями о детях, уходящих I сентября в школу (устная характеристика детей, состояние здоровья детей группы, характер коллективных взаимоотношений, усвоение детьми правил поведения, об отношении детей к старшим, о развитии познавательных интересов, о волевом развитии, а также о развитии интеллекта: пытливости, любознательности, критичности и т. д.)
- совместная подготовка к праздникам, организация выставок;
- проведение Дня открытых дверей.
План работы по осуществлению преемственности
между дошкольным и начальным образованием
ГУО «Коммунаровская средняя школа имени Янки Купалы»
на 2024/2025 учебный год
Цель: реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства, придание педагогическому процессу целостного, последовательного и перспективного характера.
Задачи:
- способствовать уменьшению негативных проявлений адаптационного периода;
- способствовать созданию психолого-педагогических условий, обеспечивающих сохранность и укрепление здоровья младшего школьника;
- внедрять инновационные педагогические технологии, направленные на развитие мотивационной сферы ребёнка, его интеллекта, самостоятельности, коллективизма;
- обеспечить своевременную коррекционно-педагогической помощь первоклассникам.
Совместные задачи дошкольной группы и начальных классов по реализации плана:
1. Объединить усилия учителей начальных классов и воспитателей дошкольной группы по созданию условий для успешного обучения в первом классе.
2. Совершенствовать работу воспитателей по развитию у дошкольников интеллектуальных умений, необходимых для успешного обучения в начальных классах:
- разговорной речи и самостоятельного связного речевого высказывания;
- фонематического слуха.
3. Направить усилия воспитателей на выработку у дошкольников самостоятельности, ответственности и активности в выполнении заданий и поручений взрослых.
4. Способствовать поддержке и развитию творческой инициативы и способностей дошкольников к творческой деятельности.
5. Изучить индивидуальные особенности дошкольников и систему проведения учебных занятий воспитателями дошкольной группы.
Основные направления совместной работы
учителей начальных классов и воспитателей дошкольной группы
№ |
Направления работы |
Срок исполнения |
Ответственный |
1 |
Совместные заседания УМО с целью решения учебно-воспитательных вопросов и методических проблем |
2 раза в год |
Председатель УМО Долбик Л.М. |
2 |
Разработка совместного плана сотрудничества дошкольной группы и начальной школы по подготовке детей дошкольной группы к школьному обучению на следующий учебный год |
Январь- февраль |
Председатель УМО Долбик Л.М., воспитатели Корбут Е.Л., Адериха В.В. |
3 |
Знакомство воспитателей с программой обучения и воспитания первоклассников. Знакомство учителей с программой обучения и воспитания дошкольников. |
Январь |
учителя Мигун Т.И., Долбик Л.М., воспитатели Корбут Е.Л., Адериха В.В. |
4 |
Обмен опытом работы по обучению и воспитанию учащихся с целью соблюдения преемственности |
В течение года |
учителя Долбик Л.М., Малаш В.Т., Скалаба Е.М., воспитатели Корбут Е.Л., Адериха В.В. |
5 |
Работа с родителями: организация бесед, консультации по задачам подготовки детей к обучению |
В течение года |
учителя Долбик Л.М., Малаш В.Т., Скалаба Е.М., воспитатели Корбут Е.Л., Адериха В.В. |
6 |
Подготовительные занятия и развивающие уроки для будущих первоклассников. |
В течение года |
Зам. директора по ОД Сулим Н.Ю., учителя Долбик Л.М., Малаш В.Т., Скалаба Е.М., воспитатели Корбут Е.Л., Адериха В.В. |
7 |
Тестирование детей с целью выявления уровня их развития и школьной готовности. |
2 раза в год |
Учитель-дефектолог Долбик Л.М. |
Методическая работа
№ |
Наименование мероприятия |
Дата |
Ответственный |
1 |
Изучение и анализ программ начальных классов и дошкольной группы, нормативных документов по подготовке к школе |
Сентябрь |
Зам. директора по ОД Сулим Н.Ю. |
2 |
Взаимопосещения: |
Октябрь- апрель |
Учителя начальных классов, воспитатели дошкольной группы |
3 |
Изучение личности и наблюдение за развитием каждого ребенка подготовительной группы учителем, который в дальнейшем поведет детей в начальной школе. |
Сентябрь- май |
Учителя начальных классов, воспитатели дошкольной группы |
4 |
Круглый стол по итогам сотрудничества дошкольной группы и начальной школы по преемственности воспитательно-образовательного процесса |
Май |
Зам. директора по ОД, учителя начальных классов, воспитатели дошкольной группы |
Диагностическая и коррекционно-развивающая работа
№ |
Наименование мероприятия |
Дата |
Ответственный |
1 |
Диагностика детей дошкольной группы на предмет готовности к школе |
В течение учебного года |
Зам. директора по ОД Сулим Н.Ю., учитель – дефектолог Долбик Л.М., воспитатели дошкольной группы |
2 |
Создание условий для индивидуального развития и коррекции детей 5-6 лет |
В течение учебного года |
Воспитатели дошкольной группы Корбут Е.Л., Адериха В.В., |
3 |
Проведение с детьми индивидуальных логопедических занятий |
В течение учебного года |
Учитель-дефектолог Долбик Л.М. |
4 |
Анализ успеваемости бывших выпускников дошкольной группы |
Май |
Учителя начальных классов, воспитатели дошкольной группы |
Работа с родителями
№ |
Наименование мероприятия |
Дата |
Ответственный |
1 |
Проведение совместных родительских собраний в дошкольной группе и школе |
Апрель- май |
Зам. директора по ОД Сулим Н.Ю., учителя начальных классов, дошкольной группы |
2 |
Организация и проведение медико- педагогических, психологических и логопедических консультаций для родителей воспитанников детского сада |
В течение года |
Воспитатели Корбут Е.Л., Адериха В.В., учитель-дефектолог Долбик Л.М., медицинский работник, |
3 |
Анкетирование родителей воспитанников дошкольной группы на тему: «Готов ли ваш ребенок к школе?» |
февраль |
Зам. директора по ОД Сулим Н.Ю., воспитатели Корбут Е.Л., Адериха В.В. |
4 |
Организация тематической выставки в дошкольной группе для родителей «Что должен знать и уметь первоклассник» |
февраль |
Учителя начальных классов, воспитатели дошкольной группы |
- План по реализации преемственности
(направление: дошкольная группа – начальные классы)
№ |
Мероприятие |
Цель |
Ответственные |
Форма подведения |
Сентябрь |
||||
1. |
Оформление стендов «Для вас, родители будущих первоклассников» |
Информирование родителей о подготовке ребенка к школе |
Воспитатели дошкольнойгруппы, учителя нач. классов |
Информационные стенды |
2. |
Праздник “1 сентября – День Знаний”. |
Создать для будущего выпускника дошкольной группы мотивацию для обучения в школе |
Воспитатели дошкольной группы |
Посещение торжественной линейки в школе воспитанниками дошк.группы |
3. |
Размещение рекомендаций для родителей будущих первоклассников |
Информирование родителей о подготовке ребенка к школе |
Воспитателипедагог социальный |
Стенды |
4. |
Дни методического взаимодействия дошкольная группа – начальные классы по теме: «Первые дни ребенка в школе: адаптационный период» |
Выявление уровня адаптации воспитанников в школе |
Учителя начальных классов |
Открытые уроки в первых классах для педагогов дошкольной группы |
5. |
Ознакомительные экскурсии воспитанников дошкольной группы в начальные классы |
Знакомство со школой |
Воспитатели дошкольной группы |
Воспитатели |
6. |
Открытый показ образовательной деятельности в дошкольной группе по подготовке к школе (в течение года) |
Подготовка детей к школьному обучению |
Воспитатели дошкольной группы |
Групповые и индивидуаль-ные занятия |
7. |
Выступление на родительских собраниях |
Знакомство родителей будущих первоклассников с системой подготовки детей к школе |
Педагог социальный, учителя нач. классов |
Рекомендации |
8. |
Коррекционная работа в старших группах. (в течение года) |
Коррекция детей. Индивидуальные консультации для родителей. |
Учитель-дефектолог |
Групповые и индивидуальные занятия |
9. |
Психологическое сопровождение процесса подготовки детей старшего дошк. возраста к системати-ческому школьному обучению (в течение года) |
Индивидуальная работа педагога-психолога по выявлению проблем и выстраиванию работы по их разрешению |
Педагог-психолог (по согласо-ванию с РСПЦ) |
Групповые и индивидуальные занятия |
Октябрь |
||||
10. |
Взаимопосещения педагогов дошкольной группы и начальных классов (в течение года) |
Преемственность в работе |
Зам. директора по ОД |
Обмен инфор-мацией о воспитанниках, поступающих в школу, сбор информации об успеваемости бывших воспи-танниках, озна-комление с ме-тодами и формами работы |
Ноябрь |
||||
11. |
Семинар-практикум «Формирование УУД у дошкольников» |
Знакомство с опытом работы по формированию УУД у детей дошкольной группы |
Заместитель директора по ОД, воспитатели д/г |
Обмен опытом |
Январь |
||||
12. |
Круглый стол «Основные принципы преемственности в организации образовательной деятельности» |
Выработать педагогами д/г и школы общее понимание и требования к готовности ребенка к школе |
Заместитель директора по ОД |
Общие понимания и требования готовности ребенка к школе |
Февраль |
||||
13. |
День открытых дверей для родителей будущих первоклассников |
Знакомство родителей будущих первоклассников с системой образования в школе |
Заместитель директора по ОД, воспитатели |
Рекомендации |
Апрель- май |
||||
14. |
Мониторинг освоения программы |
Выявление уровня готовности выпускников д/г к школьному обучению |
Заместитель директора по ОД, воспитатели д/г |
Справка по результатам мониторинга, рекомендации для воспитателей и педагогов, родителей |
15. |
Проведение тестирования по определению школьной зрелости при поступлении в школу. Мониторинг готовности выпускников д/г к школьному обучению |
Выявить уровень школьной зрелости у воспитанников д/г. Наметить пути формирования развития школьнозначимых функций для тех воспитанников, у которых низкий и пониженный уровень школьной зрелости. Выявить воспитанников со средним и повышенным уровнем школьной зрелости и наметить пути его повышения и поддержания уровня школьной мотивации. |
Заместитель директора по ОД, мед работник |
Аналитическая справка |
16. |
Круглый стол “Вопросы преемственности д/г и школы |
Составить примерный план совместной работы школы и д/г на будущий учебный год. Подвести итоги совместной работы школы и д/г по решению проблемы преемственности. |
Заместитель директора по ОД |
|
17. |
Утверждение плана работы на новый учебный год |
Организация работы по преемственности между д/г и нач.классами |
Директор школы |
План работы |
Заместитель директора по основной деятельности Н.Ю.Сулим