ПРОФИЛИ и ДОПРОФИЛИ
в обучении
В 2024/2025 учебном году планирование образовательного процесс определяется Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24 апреля 2024 г. № 47 «Аб тыпавых вучэбных планах агульнай сярэдняй адукацыі»
Типовой учебный план средней школы предусматривает организацию допрофильного и профильного обучения:
- на изучение в 5-7 классах на повышенном уровне учебного предмета «Иностранный язык» количество учебных часов может быть увеличено не больше чем на 2 часа в неделю без увеличения максимально допустимой учебной нагрузки;
Дополнительное учебное время при изучении иностранного языка в школе должно быть использовано для:
- совершенствования навыков и развития умений устной речи обучающихся путем решения более сложных коммуникативных задач, позволяющих расширить и углубить опыт иноязычной коммуникативной деятельности;
- увеличения объема продуктивно усваиваемого лексического и грамматического материала в пределах единого с базовым уровнем предметно-тематического содержания;
- повышения степени подготовленности обучающихся к адекватной интерпретации феноменов и явлений социокультурной специфики стран изучаемого языка:
- осуществления речевого и неречевого поведения, адекватного нормам и требованиям, принятым в странах изучаемого языка;
- повышения уровня готовности обучающихся к самообразовательной деятельности по овладению иностранным языком;
- совершенствования компенсаторных умений во всех видах речевой деятельности;
- развития учебно-познавательных умений.
При обучении иностранному языку в объеме 4 (5) учебных часов в неделю необходимо ориентироваться на программные требования к изучению иностранного языка на повышенном уровне.
Независимо от вида учреждения общего среднего образования учащиеся, начавшие изучение на повышенном уровне учебного предмета «Иностранный язык» в V классе в истекшем учебном году, продолжают его изучение на повышенном уровне в VI классе.
- при изучении на повышенном уровне отдельных учебных предметов в 5-9 классах количество учебных часов на изучение учебного предмета «Трудовое обучение» определяется согласно с типовым учебным планом гимназии, т.е. 1 час в неделю;
Количество часов, отведенных для организации факультативных занятий, ограничивается максимально допустимой учебной нагрузкой. Зачисление учащихся на факультативные занятия оформляется приказом директора школы на основании заявлений родителей. Факультативные занятия проводятся в соответствии с программами, утвержденными Министерством образования Республики Беларусь.
Кроме факультативных занятий в школе организуются дополнительные занятия с учащимися: стимулирующие и поддерживающие.
Стимулирующие занятия – это занятия с высокомотивированными учащимися, которые проводятся с целью подготовки их к олимпиадам, научно-практическим конференциям, интеллектуальным конкурсам.
Поддерживающие занятия – это занятия для корректировки знаний учащихся по отдельным дисциплинам.
Дополнительные занятия с учащимися 5-11 классов организуются при необходимости, по запросу и проводятся с целью отработки умений и навыков.
- на изучение в 8-9 классах на повышенном уровне отдельных учебных предметов количество учебных часов может быть увеличено не более чем на 2 часа в неделю без увеличения максимально допустимой учебной нагрузки.
В 2043/2025 учебном году планируется организация допрофильного обучения на базе 8-9 классов на основании заявлений родителей (законных представителей).
Дополнительно выделяемые учебные часы в неделю (один или два) на изучение одного или двух учебных предметов на повышенном уровне в VIII и IX классах используются на организацию и стимулирование учебной деятельности учащихся по овладению системными знаниями, умениями оперировать ими при выполнении учебных и приближенных к реальным условиям заданиям.
Учащиеся, изучавшие один или два учебных предмета на повышенном уровне в VIII классе, по их желанию продолжают их изучение на повышенном уровне в IX классе.
- на изучение в 10-11 классах на повышенном уровне учебных предметов выделяется 4 часа. Изучение учебных предметов на повышенном уровне осуществляется в разных соотношениях, например: математика и физика, математика и иностранный язык, математика и химия, химия и биология и т.д.;
В 2024/2025 учебном году планируется организация профильного обучения на базе 10-х классов на основании заявлений родителей (законных представителей)
- в 10-11 классах в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» реализуется образовательная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих). Реализация образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) осуществляется в рамках шестого школьного дня в одном классе не более чем по двум профессиям (двум группам) в объеме 6 учебных часов в неделю на каждую из профессий (групп);
В 2024/2025 учебном году планируется организация профессиональная подготовка учащихся 10-х классов на основании заявлений родителей (законных представителей) по специальностям «Штукатур».
Вопросы и ответы
Что такое профильное обучение?
Профильное обучение позволяет наряду с получением учащимися общего среднего образования (базовый уровень) обеспечить изучение некоторых учебных предметов на повышенном уровне. Цель профильного обучения – создание условий для успешного профессионального самоопределения и полноценной социализации учащихся с учетом их способностей, склонностей и интересов.
Что такое базовый уровень изучения учебного предмета?
Базовый уровень изучения учебного предмета – это тот обязательный минимум содержания образования по учебному предмету, который обеспечивает развитие личности учащегося, общей культуры, мировоззрения, готовности и способности к саморазвитию, личностному и профессиональному самоопределению.
Что такое повышенный уровень изучения учебного предмета?
Повышенный уровень изучения учебного предмета ориентирован на приобретение учащимися систематических знаний и способов действий, необходимых для продолжения избранного направления образования, личностного саморазвития и профессионального самоопределения.
Что такое допрофильная подготовка?
Допрофильная подготовка осуществляется в V – IX классах. Это система мер позволяющих учащемуся определиться с выбором будущей профессиональной деятельности и направления профильного обучения.
В каких классах реализуется профильное обучение?
Профильное обучение осуществляется только в X-XI классах.
Чем отличается учебный процесс в профильных и обычных классах?
Профильное обучение сочетает в себе изучение учебных предметов на повышенном уровне и проведение профессионально ориентированных факультативных занятий. Изучение учебных предметов на повышенном уровне организуется в режиме пятидневной учебной недели, а изучение профессионально ориентированных и иных факультативных занятий – в основном в шестой школьный день.
Какие условия необходимы для открытия профильного класса?
1. Заявления законных представителей учащихся (родителей) с просьбой о зачислении в профильный класс в количестве, необходимом для открытия класса (группы).
2. Наличие в учреждении образования необходимых кадровых, материально-технических и учебно-методических ресурсов:
· педагогические кадры, квалификационный и образовательный уровни которых позволяют обеспечить качество образования;
· современная информационно-образовательная среда, включающая как наличие современной компьютерной техники, так и программное обеспечение, информационно-образовательные ресурсы;
· наличие оснащенных учебных кабинетов физики, химии, биологии и др.
3. Организационные возможности учреждения образования (количество имеющихся часов факультативных занятий, учебных кабинетов, режим работы учреждения образования, сменность занятий и др.).
4. Наличие эффективной системы сетевого взаимодействия с учреждениями дополнительного образования детей и молодежи, учреждениями высшего образования, иными учреждениями образования.
Все ли дети смогут обучаться в профильных классах?
Зачисление учащихся в профильные классы проводится на конкурсной основе. Для зачисления в X профильный класс необходимо иметь отметки не ниже 7 баллов по профильным учебным предметам и средний балл свидетельства об общем базовом образовании – не ниже 6. Без учета среднего балла свидетельства об общем базовом образовании и отметок по профильным предметам зачисляются победители третьего и заключительного этапов республиканской олимпиады по соответствующим (профильным) учебным предметам.
Что такое профильные классы профессиональной направленности?
С целью развития у учащихся необходимых качеств личности и ценностных ориентаций, знаний, умений, навыков, опыта деятельности, связанных с будущей профессиональной деятельностью, в учреждениях образования могут функционировать классы профессиональной направленности для ориентации на получение педагогических, военных и иных специальностей (педагогические классы, военно-патриотические классы, правовые классы и иные).
Модели формирования X профильных классов в учреждении общего среднего образования.
При реализации профильного обучения возможно несколько моделей формирования X классов:
модель 1: объединение в одном классе учащихся, изучающих на повышенном уровне одинаковые учебные предметы;
модель 2: объединение в одном классе учащихся, изучающих на повышенном уровне разные учебные предметы;
модель 3: объединение в одном классе учащихся, изучающих отдельные учебные предметы на повышенном уровне и изучающих все учебные предметы на базовом уровне (за исключением гимназий и лицеев).