Общие сведения
Юридическое название учреждения образования: государственное учреждение образования «Коммунаровская средняя школа имени Янки Купалы»
Тема педагогического проекта: Формирование ключевых компонентов функциональной грамотности учащихся в условиях компетентностно-ориентированной образовательной среды.
Сроки реализации педагогического проекта: 2023-2026
Сведения о руководителе учреждения образования: Гончар Татьяна Аркадьевна, директор, тел.: +375 44 747 16 94
Сведения о руководителе педагогического проекта: Сулим Наталья Юрьевна, заместитель директора по основной деятельности тел.: +37544 7790557, е-mail: edu_kommuna@lyuban.gov.by
Сведения об участниках реализации педагогического проекта (кол-во педагогов, учащихся): 7 педагогов, 25 учащихся 5-9-ых классов.
Участники педагогического проекта:
Сулим Наталья Юрьевна, заместитель директора по основной деятельности;
Волот Инна Ивановна, учитель математики;
Касперович Руслан Михайлович, учитель истории и обществоведения;
Лавриеня Людмила Михайловна, учитель русского языка и литературы;
Долбик Лариса Михайловна, учитель начальных классов;
Куделько Алла Яковлевна, учитель географии;
Цурко Нина Николаевна, учитель математики.
Актуальность педагогического проекта
В настоящее время финансовая грамотность как один из видов функциональной грамотности является одним из ведущих навыков успешной жизнедеятельности человека и затрагивает практически все сферы его общественной и частной жизни. В условиях современного образования важным является создание среды для социализации всех учащихся, удовлетворение их образовательных потребностей, отвечающих адекватным запросам социума. Одним из аспектов социализации выступает овладение учащимися финансовой грамотностью, под которой подразумевается знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивация и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, повышению потребительской культуры, а также расширение спектра возможностей участия в экономической жизни. Именно овладение основами финансовой грамотности поможет учащимся применить полученные знания в жизни и успешно социализироваться в обществе, что соответствует требованиям современного образования в контексте достижения личностных образовательных результатов.
Циклический глобальный финансовый кризис привел к повсеместному признанию финансового образования как одного из важнейших навыков, необходимых для жизни человека как потребителя услуг, предоставляемых финансовыми учреждениями. Особенности национального социально-экономического развития определяют государственную политику в сфере образования, закрепленную в Кодексе Республики Беларусь об образовании, Концептуальных подходах к развитию системы образования Республики Беларусь до 2020 года и на перспективу до 2030 года. Цель развития образования с учетом задач социально-экономического развития государства требует усиления внимания к формированию у учащихся основ экономических знаний, обеспечивающих проявление предпринимательской инициативы и финансовой грамотности.
В Постановлении Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь «О плане совместных действий по повышению финансовой грамотности населения на 2019-2024 годы» от 12 апреля 2019 года говорится, что «финансово грамотное поведение населения является основой и необходимым условием обеспечения надлежащего уровня благосостояния граждан, повышения стабильности и эффективности функционирования финансового рынка, его качественной трансформации».
Финансовая грамотность включает в себя целый перечень знаний и навыков: эффективное управление личными финансами; краткосрочное и долгосрочное финансовое планирование; способность понимать характеристики различных финансовых продуктов и услуг. Вопрос грамотного распоряжения финансами является одним из самых важных вопросов в жизни современного человека, однако далеко не каждый выпускник общеобразовательной школы может рассчитывать, прогнозировать, оценивать риски финансовых вложений. Отсутствие экономического воспитания часто проявляется в небрежном отношении детей к своим вещам, они не понимают, что замена этих вещей стоит их родителям немалых денежных затрат, поэтому дети легко дарят, теряют или портят свои вещи. Финансовая грамотность учащихся должна формироваться всем комплексом предметов, которые изучаются на протяжении всего обучения в школе.
Сегодня на первое место выходят не знания, а умения ориентироваться в информационном пространстве, гибкость, мобильность, умение работать в команде и мотивация к приумножению социальных ценностей. Решение этих задач требует модернизации системы образования, педагогических технологий. Образовательная практика и ее составляющие должны быть ориентированы на формирование предприимчивости, экономического мышления, восприимчивости к новизне, исследовательских умений личности. Соответственно современные образовательные технологии должны включать учащихся в поиск и анализ информации, обеспечивающей их ориентацию в многообразных экономических и социальных процессах. Следует особо учитывать, что сформированные в школе экономические знания и умения учащихся, осознанный выбор будущей сферы профессиональной деятельности, их готовность к интеллектуальному и производительному труду являются важными факторами социально-экономического страны.
Экономические компетенции и знания в белорусской системе общего среднего образования формируются как метапредметные в рамках учебных курсов «обществоведения», «истории», «географии», «трудового обучения» и «математики». Особо важное значение в развитии экономических компетенций у учащихся школ приобретают различные формы дополнительного образования, привлечение специалистов финансовых организаций к проведению курсов повышения квалификации педагогических работников, мероприятий по формированию финансовой грамотности учащихся и их законных представителей (семинаров, выставок, недель финансового обучения и др.).
Цель: содействие повышению уровня финансовой грамотности учащихся как одного из компонентов функциональной грамотности для подготовки молодых граждан к успешной профессиональной деятельности, финансовой безопасности и благополучию.
Задачи проекта:
- обеспечить развитие профессиональной компетентности педагогов в вопросах формирования основ финансовой грамотности обучающихся в образовательном процессе;
- организовать обучение учащихся основам финансовой грамотности на учебных и факультативных занятиях, занятиях объединений по интересам, внеклассных мероприятиях;
- мотивировать законных представителей учащихся и представителей социума к активному участию в просветительских и образовательных мероприятиях экономической направленности;
- обеспечить представление образовательных результатов учащихся посредством организации их участия в республиканской олимпиаде по финансовой грамотности, проектах, выставках, конкурсах, фестивалях и др.;
- обеспечить представление опыта педагогической деятельности по формированию основ финансовой грамотности учащихся в средствах массовой информации.